Реконструкция формации — постановка задачи

Реконструкция формации — постановка задачи

23.03.2009 12:40 Финам, Разбор полетов, Балагаев Юрий.

Настоящая, капиталистическая общественно-экономическая формация не есть конечная, поскольку она, очевидно, несовершенна. Ее ключевое несовершенство заключается, как ни странно, в специализации — в разделении труда между трудящимися, бизнесом и государством. Последний кризис особенно наглядно показал это несовершенство фактическим, очередным невыполнением негласного общественного договора, выразившегося, в частности, в неспособности властей и бизнеса обеспечить бескризисное развитие.

С одной стороны — узкая специализация является необходимым условием совершенствования, высокой производительности и качества. С другой стороны — она противоречит естественной, универсальной природе человека, предполагающей постоянное использование природных способностей человека как к управлению, так и к исполнению.

Специализация же социальных групп на управлении или исполнении неизменно ведет к имущественному и социальному расслоению, взаимному функциональному иждивенчеству, замедлению обменных процессов между слоями общества, самовоспроизводству элит, соответствующему классовому обустройству общества и его последующей консервации. Классовое устройство общества провоцирует экономический и политический монополизм, эксплуатацию, конфликты, кризисы, а в целом ведет к торможению развития. Неравенство возможностей, поляризация доходов, взаимное недоверие и нарастающая напряженность в обществе давно требуют некоторого минимального, но фундаментального, стабилизирующего перераспределения функций владения и управления, т.е. реконструкции формации.

Политическим базисом современного классового общества является либеральная демократия , обеспечивающая преференции капиталу и автоматически поддерживающая конфликт между большинством и меньшинством, властью и оппозицией, обычно стоящими на позиции относительно осуществления власти «или все, или ничего». Такая позиция, очевидно, себя изживает, поскольку интересы дальнейшего развития, международная политическая, экономическая, экологическая и даже космологическая обстановка требуют все большей консолидации сил, трансформации общества в единый разумный высокоэффективный организм, способный к большим делам, самозащите, а главное — принципиально не способный к безумству, которым, например, может быть третья мировая война.

Главное противоречие в обществе между трудом и капиталом, а так же противоречие требований специализации и универсальности, в условиях развития наук, информационных технологий и ускорения темпов развития, становится недопустимым. Техногенное, по сути, общество, имея сегодня блестящие возможности к самосовершенствованию, по-прежнему неоправданно живет так, будто торопиться особо некуда. Меж тем комплексный кризис человечества развивается ускоренными темпами.

Какая именно корректировка формации напрашивается? На вершине первой волны текущего кризиса, когда было не до политических амбиций, многие государства из рациональных соображений использовали для спасения экономик, и продолжают использовать сейчас, социалистические методы регулирования, а именно — моделирование ситуации, планирование действий и выкуп долгов, т.е. вхождение государства в капитал, вплоть до национализации. так сказать — госкапитализм в действии. Это наталкивает на мысль, что и решение проблемы новой формации нужно искать в ее гибридном устройстве, госкапитализм в котором является лишь одним из его проявлений. Второе, наиболее важное проявление гибридной формации должно быть в капитализации живого капитала сотрудников и соответствующем долевом распределении доходов между всеми видами капиталов: частным, государственным и капитализированным (востребованным) живым капиталом сотрудников. По существу речь идет об отказе от остаточного принципа распределения заработанного и о переходе к долевому принципу распределения согласно высчитанным текущим рейтингам участников экономических процессов.

В предполагаемом общественно-политическом гибриде явно просматривается характерное и необходимое разделение функций между социализмом, как преимущественно стабилизирующей составляющей процессов функционирования и развития общества, и капитализмом — как обеспечивающим преимущественно поисковую составляющую поведения общества. Такое сочетание является признаком систем кибернетической природы, полностью соответствует концепции общества — живого организма, немыслимого без автоматических реакций, саморегулирования, самоуправления, характерного стабилизирующего и поискового поведения, необходимых субъекту в условиях изменяющихся целевых задач и нестабильности среды функционирования. Все это однозначно указывает соответствующий — кибернетический путь реализации новой формации.

«В одну телегу впрячь не можно коня и.. волка!» — скажете вы, перефразируя поэта. «Но если нужно, то и должно!» — отвечу я. «На то мы и техногенная цивилизация». Поскольку гибридная формация складывается из двух политэкономических платформ, до сих пор высокомерно считающих себя самодостаточными и антагонистическими, то обеспечить ее работоспособность и устойчивость будет сложно, но — возможно, если использовать высокотехнологичный подход, т.е. если создать беспристрастного информационно-технического, интеллектуального «рефери», свободного от разрушительного действия человеческого фактора, и способного в автоматическом режиме не только поделить доходы и власть, но и обнаруживать, и урегулировать любые возникающие между оппонентами конфликты (ошибки) еще в фазе зарождения. Уровень развития кибернетики и информационных технологий уже давно позволяют это сделать.

Спасительное для новой формации так называемое «управление по ошибке» является фундаментальным для автоматического управления и саморегулирования, чрезвычайно эффективно и возможно только в системах, замкнутых обратными связями, которыми, собственно, и занимается кибернетика высокого уровня. Показательно, что именно благодаря управлению «по ошибке», например, обеспечиваются летные качества самолетов, сделанных по технологии «Стелс» и не способных летать без автоматического управления из-за низкой аэродинамической устойчивости.

Уровень развития теории автоматического управления и информационных технологий уже давно позволяют построить общество с множеством взаимосвязанных контуров саморегулирования и полуавтоматического управления социальными процессами, т.е. построить общество — живой организм, обладающий формализованным коллективным разумом (сознанием и волей) и соответствующим целевым поведением, и подсознанием — автоматическими реакциями на внешние воздействия и изменения среды функционирования (подсознанием). Переход к кибернетической формации позволит, наконец-то, «соскочить» с разболтанных и тяжелых рычагов ручного управления социальными процессами, отказаться от экстенсивного развития менеджмента, раздувшего донельзя государственный аппарат — «тормозной» и неадекватный из-за массивности и коррумпированности.

Для реализации кибернетической формации, на мой взгляд, необходимо следующее.

1. Идеологической платформой кибернетической формации должна стать концепция общества с гибридной экономикой , обладающего формализованным коллективным разумом , т.е. — органично сочетающего технологии капитализма и социализма.

2. Политическую платформу кибернетической формации должна составить квалифицированная демократия, как «власть всех» на основе рейтингов каждого гражданина, обеспечиваемая технологией автоматического мониторинга гражданами текущей ситуации, определения целевой компетентности каждого избирателя , долевого принципа распределения его голоса между кандидатами.

3. Экономическую платформу новой гибридной формации должна составить расширенная база капиталов, включающая в себя, кроме традиционного, живой капитал сотрудников, инвестиционную составляющую доходов каждого работника. предполагающая долевой принцип распределения основной (не коньюнктурной) части добавочной стоимости между субъектами бизнеса, автоматическое разделение доходов на потребительские и инвестиционные (для обеспечения подконтрольности инфляции), а также , рентный подход к социальному обеспечению в сочетании с безусловным доходом нуждающимся категориям населения.

4. Научную, технологическую и методологическую базу кибернетической формации должна составить социальная и экономическая кибернетика, как наука об автоматическом регулировании и управлении в социальных системах, а так же — технология киберменеджмента и сопутствующие ей методики экспресс-тестирования, автоматической аттестации, учета живого капитала, и пр.

Другими словами, корректировка формации должна проводиться путем обеспечения тотального капитализма и столь же тотального непосредственного, высокотехнологичного управления социальными процессами посредством сочетания традиционного управления с корректирующим его импульсным самоуправлением на основе рейтингования и опроса участников.

Поскольку иного прогрессивного направления развития общества, кроме как к состоянию высокоорганизованного живого организма, быть не может в принципе, идти против природы неразумно. Напряжения в обществе нарастают и тянуть с модернизацией формации нежелательно.

Не являясь специалистом в экономике, все же хочу заметить следующее. Перед нынешним кризисом мировая экономика уже было адаптировалась к высоким ценам на энергоносители, которые своим ростом поглотили излишнюю ликвидность, наполнили некоторые бюджеты, способствовали разворачиванию социальных программ и реструктуризации экономик, стимулировали развитие энергосберегающих технологий.

Вопросы выхода из кризиса постепенно решаются: государства стараются спасти кого можно, помогают избавиться от «токсичных» активов, наперегонки размывают долги. Группа двадцати собирается скорректировать, ужесточить действующие и создать недостающие финансовые регуляторы, обещает вывести в легитимную зону «пиратский» капитал. Но прежде популярная в США секьюритизация раздула пузырь деривативов настолько, что никаких денег для его детоксикации, по-моему, не хватит. Действительно, разве можно быстро нормализовать мировую финансовую систему с такими параметрами: «13 триллионов долларов в виде монет и купюр, около 170 трл долларов в виде традиционных ценных бумаг и порядка 600 трл долларов (а возможно, и около 1 квадриллиона долларов) в производных инструментах». (По оценке гуру экономики Эрнандо де Сото в интервью британской «Guardian», инф. из статьи «Зарубежная пресса накануне саммита Группы двадцати: где выход?» 20.03.2009, Татьяны Кузнецовой (Finam.ru)).

Считается, что из сложившейся ситуации есть два выхода. Первый — пытаться поддерживать этот пузырь в рабочем состоянии, создавать условия и ждать, пока он постепенно рассосется. Способствуя преодолению кризиса, ОПЕК, другие производители энергоресурсов и выжидающий немалый спекулятивный капитал вполне могут справиться с задачей подъема цен на энергоносители до уровня, стимулирующего необходимые инвестиции в развитие отрасли и реанимирующего финансовую систему.

Второй выход радикальный — «проколоть» этот пузырь дефолтом США и обнулить тем самым многие проблемы, но с потрясающими последствиями для всего мира. Может быть и третий выход, довольно неожиданный и нежеланный для кого-то, — из пузыря может появиться новая формация. Поэтому этому «кому-то», возможно это ФРС, целесообразно подсуетиться и погасить кризис возможно скорее.

Во-первых, протекающий мировой системный кризис, как я уже говорил, дискредитирует либеральную идею с ее рыночными вольностями. Отсюда возникает реальная общая угроза гиперкапиталам.

Во-вторых, в условиях новой формации гиперкапитал может быть серьезно потеснен менее спекулятивным, более предсказуемым и стабильным народным капиталом — капиталом прямых инвестиций. Причем последние, несомненно, будут более эффективными, чем, например, характерное для Европы классическое кредитование.

В-третьих, вопрос о новой мировой валюте может решиться в ущерб имперскому устройству мировой экономики и спекулятивному капиталу. Я согласен с позицией тех, кто считает, что сейчас, когда закачался американский доллар, прежде всего нужны общие мировые правила пересчета любых валют на основе национальных богатств, включающих природные ресурсы, конкурентоспособности промышленности и ценности живого (человеческого) капитала.

Появится мощная стабилизирующая составляющая в виде мировой валюты не зависящей от воли ФРС, которая принципиально не позволит спекулянтам опрокинуть в кризис мировую финансовую систему. Спекулятивный сектор в результате станет меньше реального — «хвост перестанет управлять лисой».

Требуемые изменения создадут гиперкапиталу мощного конкурента в виде народного капитала и постепенно ограничат в разумных пределах негативное влияние в мировой финансовой системе необузданного, пиратствующего спекулятивного капитала. И тогда «полевение» в жестком либеральном обществе, как говорил известный Михаил Ходорковский, можно будет считать состоявшимся.

Каждый человек, так или иначе хочет каких-то вольностей, удач и преимуществ. Для воплощение их в жизнь требуется либерализм, как свобода предпринимательства и конкуренции. К сожалению , последняя пока что неизменно трансформируется в свободу эксплуатации, позволяет наращивать преимущество людям умным, но жадным и бессовестным. В результате общество недобирает в развитии. В условиях космогенных и прочих угроз торможение развития опасно для цивилизации. Нужно что-то делать.